Формирование у детей дошкольного возраста
умения ориентироваться в пространстве


Умение ориентироваться в определенной обстановке – важнейший навык для каждого человека. Бывают ситуации, когда даже взрослые люди испытывают трудности при необходимости определить направление движения, так и не достигнув автоматизма в пространственной ориентации. Умение ориентироваться в предлагаемой обстановке необходимо людям различных профессий. Без элементарных знаний о пространстве невозможно освоение правил дорожного движения. Поэтому обучение этому фундаментальному навыку необходимо начинать с раннего возраста.
Работу в средней группе необходимо начинать с выяснения, насколько хорошо дети различают части тела, определяют стороны на себе. Оказывается, что дети испытывают определенные трудности при ориентировке в «левом и правом». Для закрепления умения определять правую и левую стороны можно предложить детям занимательные упражнения типа: «В правую руку возьмем карандаш, пусть нарисует он нам пейзаж», «В правую руку платок вы возьмите, в правую сторону дружно махните!». Предложите детям вместе с родителями придумать небольшие стихотворения о «правом и левом». Использовала упражнения на занятиях, включала их в разные режимные моменты (одевание, подготовка к прогулке), во время проведения подвижных игр и физкультурных упражнений. Для того чтобы не забыть, какая рука правая, предложите детям сплести из разноцветных ниток браслет и надеть его на правую руку. Умение указывать направление вперед, вниз, налево, направо закрепляйте с помощью упражнений типа «Куда показывает флажок», «Волшебная палочка», «Найди игрушку по заданию воспитателя».
Научив детей ориентироваться на себе, переходите к упражнениям в определении расположения предметов от себя (впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Используйте дидактические игры «Угадай, где что находится», «Узнай, где что спрятано». Во второй половине дня вместе с детьми можно рассмотреть иллюстрации к народным сказкам. Давайте детям задание типа «Покажи и расскажи, кто, где находится».
Умение передвигаться в заданном направлении закрепляйте при помощи дидактических игр «Куда пойдешь, что найдешь?». Сначала предложите ребенку выбирать направление из двух предложенных. Затем постепенно задание усложняйте. Значение слов ближе, дальше, близко, далеко дети усваивали, производя различные действия с игрушками и предметами во время прогулок, на физкультурных занятиях. Задавайте детям вопросы типа «Чей мяч покатится дальше?», «Кто дальше бросил снежок?», «Кто стоит ближе к воспитателю?».
Целью формирования умения ориентироваться на листе бумаги и на поверхности стола проводите с детьми специальные упражнения. Например, предложите детям рассмотреть образец в определенном порядке («Расскажи, как расположены элементы узора на карточке», «Расскажи, где художник нарисовал животных»). Используйте настольно-печатные игры типа «Парные карточки».
В конце года проведите диагностику. Изучив результаты, наметьте основные направления работы в старшей группе.
В начале учебного года вновь закрепляйте умение различать левую и правую руку, определять местоположение предметов по отношению к себе. Используйте игровые упражнения «Где звенит колокольчик», «Угадай, что где находится!». Систематически упражняйте детей в различении противоположных направлений, постепенно усложняя задания. Увеличивайте количество предметов, местоположение которых детям предстоит определить. Кроме того, постепенно увеличивайте расстояние между ребенком и предметами. Предлагайте детям новые игровые ситуации, когда они должны были не только определять, местоположение предметов, но и самостоятельно создавать ситуации: «Встань так, чтобы Даша стояла впереди, а Ваня – сзади тебя».
Большое внимание уделяйте закреплению умения двигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега. Используйте игры с правилами – подвижные и дидактические. В начале года проведите с детьми игры типа «Куда пойдешь и что найдешь», но в более усложненном варианте, когда задание могут выполнять одновременно несколько детей. Далее проводите игры «Найди предмет», «Путешествие», «Разведчики» с игровыми заданиями типа: «Миша дойди до стола, поверни направо, дойди до окна, поверни налево, дойди до угла групповой комнаты и там найди спрятанную машинку». Сначала такие игры проводите в пределах групповой комнаты, а затем и на участке детского сада. На занятиях по ознакомлению с окружающим я знакомьте детей с правилами дорожного движения, правилами поведения пешеходов на улице. Для усвоения детьми этих правил проводите игры «Правильно улицу пройдешь – в новый дом придешь, ошибешься – в старом останешься», «Передай пакет» и т.д.
Согласно программным требованиям в старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, на листе бумаги. Предлагая детям задание типа «Найди середину листа, верхний левый или правый, нижний левый и правый углы», обратите внимание на то, что многие из них испытывают трудности при выполнении задания. Поэтому можно использовать такой метод, как работа в парах. В пары старайтесь объединить ребенка, который не испытывает трудности при ориентировке на листе и ребенка, у которого это вызывает затруднение. Пусть дети по очереди дают друг другу задания, поправляют друг друга. Такая организация будет не только интересной для детей, но и даст положительные результаты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий